Пятница, 17.05.2024, 10:14
Приветствую Вас Гость

-Современность

Назад в будущее или вперед в прошлое?
XX век останется в истории веком потрясений во всем – в научно-техническом прогрессе, социальной жизни, искусстве. Время метаний и поисков, войн и революций, XX век уже в самом своем начале ощущался как поворотный. Но только вот откуда и куда? На дворе уже XXI, а мы так и не знаем, куда движемся и движемся ли вообще…
Искания форм существования, соответствующих новой эпохе, отразились в материальной культуре, архитектуре и дизайне интерьеров появлением множества новых стилей и направлений. Дизайн XX - XXI веков то отрицает наследие прошлого, то вновь обращается к нему, совмещает несовместимое, смешивает все со всем, мечется от простоты и функциональности к роскоши и блеску, от города к деревне, от Европы к Азии и Африке… Какого-то единого современного стиля не существует, зато есть возможность создавать интерьеры, максимально отражающие индивидуальность человека, соответствующие его образу жизни, стремлениям и пристрастиям. Интерьер становится не признаком общественного положения или статуса, а способом активного самовыражения. Среди многообразия стилистических решений нового времени выделим наиболее значимые и востребованные.
АВАНГАРД И ЭКЛЕКТИКА
Стилям архитектуры и дизайна, называемым авангардными, на самом деле уже едва ли не сто лет. Увлеченные техническим прогрессом, уже в начале XX века деятели культуры стремились «алгеброй гармонию поверить», создавали произведения искусства, опираясь не на вдохновение или традиции, а на разум и рационализм. Это течение затронуло все виды искусства, а в области архитектуры и дизайна появился функционализм с его утилитарно-практическим подходом, минимализм, проповедующий предельную простоту и стиль высоких технологий - хай-тек.
Попытка совместить в одном интерьере различные стили и эпохи, построить интерьер, руководствуясь не относящимися напрямую к искусству идеями, такими, например, как престиж, психологический комфорт или экология, породили новые смешанные или эклектические стили. Эффектный «стиль звезд» арт-деко, универсальный contemporary, ностальгирующий винтаж, уютный кантри, продиктованный природой экостиль, эпатажный китч, расслабляющий лаунж – многочисленность стилей оформления современного интерьера отражает существующее сегодня в обществе разнообразие стилей жизни вкусов и интересов.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Функционализм – один из ведущих стилей современной архитектуры и дизайна. Для него характерны простота, удобство, эргономичность, прямолинейность форм, многофункциональность предметов, отсутствие декоративных элементов. Интерьер в стиле функционализма лаконичен, но тем не менее ярок и часто непредсказуем.
«Умный» функциональный интерьер свидетельствует о вкусе и интеллекте хозяев. Функционализм идеален для делового человека, этот стиль предпочитают энергичные, активные люди, которые ценят свое время и открыты для всего нового и необычного.
Из истории стиля
Расцвет функционализма приходится на 20-30 годы 20 века. Однако идея приоритета принципов рационализма, лежащая в его основе, уже в позапрошлом столетии вызывала интерес у художников и архитекторов. Так, американский архитектор Салливен 19 века считал, что "форму в архитектуре определяет функция". Эта емкая формула стала девизом немецкой архитектурной школы «Баухауз». Во Франции принципы функциональности разрабатывались Ле Корбюзье, с именем которого в первую очередь ассоциируется функционализм. Дом, по мнению Ле Корбюзье, «машина для жилья», в нем человеку должно быть максимально удобно. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов. В рамках функционализма были разработаны научно обоснованные параметры среды обитания человека, которые сегодня законодательно утверждены во многих странах мира. Функционализм быстро распространился по всему миру, стал международным стилем.
Элементы и аксессуары интерьера.
Все детали интерьера функциональны, здесь нет места для обычных украшений. Открытые пространства зонированы с помощью мобильных перегородок, планировка свободная. Широко используются встроенные ниши, подсветки. Характерен геометрический рисунок или гладкоокрашенные поверхности, иногда не скрывается материал стен, бетон или кирпич становятся элементами дизайна.
Цветовая гамма
В оформлении интерьера используются в основном холодные тона, предпочтение отдается белому цвету, создающему ощущение простора и сберегающему солнечный свет, возможно применение ярких, например, красных или зеленых, цветовых акцентов.
Мебель.
Мебель эргономична и многофункциональна: диваны-кровати, кресла-кровати, откидные или складывающиеся столы, сиденья повторяют контуры тела. Корпусная мебель в помещении сведена к минимуму, вместо нее в качестве систем хранения применяются встроенные шкафы и стеллажи. Для стиля характерны оригинальные конструкции, в которых подчеркнута функциональность мебели. Примером может служить разработанное Ле Корбюзье кубическое кресло на стальных трубчатых конструкциях или обтянутая коровьей шкурой лежанка.
Рациональность функционализма, вопреки бытующему мнению об однообразности этого стиля, позволяет создать не только удобный для жильцов, но и эстетически привлекательный и оригинальный современный интерьер.
ХАЙ-ТЕК
Достижения человеческой мысли в области науки, техники и технологий поражают воображение и заслуживают восхищения не менее чем произведения традиционного искусства. Вспомните хотя бы Эйфелеву башню: возведенная для Всемирной выставки 1889 года как символ технических возможностей 19 в., она поначалу вызвала острое неприятие публики и резкую критику, а позже стала символом Парижа. Оказывается, что совершенство инженерных сооружений и конструкций, уникальные свойства материалов и технологий могут и их сделать предметом эстетического наслаждения. На этой особенности человеческого восприятия фокусирует свое внимание хай-тек.
Хай-тек (от high technology - высокие технологии) – стиль архитектуры и дизайна конца 20 века, отражающий увлеченность общества научно-техническим прогрессом и нарочито демонстрирующий его достижения. Функциональные элементы сооружений и интерьеров в хай-теке приобретают кроме основного назначения еще и декоративное.
Из истории стиля
Стиль хай-тек сформировался в начале 1970х годов как архитектурный стиль. Одним из первых объектов, воплотившим концепцию этого направления стал, Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже (1977). Хай-тек успешно развивался в 80-е и 90-е годы, активно влияя на развитие архитектуры и промышленного дизайна. Наряду с этим хай-тек уверенно завоевывает дизайн жилой среды. Основы этого самого «острого», ультрасовременного стиля были заложены еще в начале 20 века представителями функционализма и конструктивизма. Идеи архитекторов-новаторов Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье, концепция "дом - машина для жилья", техногенные мотивы в архитектуре и интерьере стали для современных дизайнеров источником вдохновения. А появление в конце 20 века новых технологий и материалов наполнило эти идеи новым содержанием и дало толчок к дальнейшему развитию стиля. Хай-тек имеет все возможности стать еще одним «большим», то есть охватывающим различные сферы искусства и жизни, стилем. По этому поводу один из самых известных мировых дизайнеров Карим Рашид заметил: "Дизайн хай-тек – это нечто неизмеримо большее, чем декорирование стен, окон и подбор мебели. Это создание целой инфраструктуры, в которой соединяются аспекты физического, физиологического и социального опыта человека".
Основные черты стиля
Экстравагантный и шокирующий, строгий и холодный, воздушный и невесомый – все это о стиле хай-тек. Он может быть разным, он, как стиль, находящийся в развитии, постоянно меняется, как меняется сама жизнь. Представьте себе, во время возникновения еще не было компьютеров, а сегодня современный дом без компьютера просто немыслим. Интерьерный хай-тек осваивает новейшие технологии, и делает их фактом бытия. Просто дом становится «умным домом», где техника делает жизнь максимально комфортной и удобной. Особое внимание уделяется эргономике и рациональному зонированию. С точки зрения визуального восприятия, интерьер в стиле хай-тек – это интерьер футуристический, ему присущ демонстративный «супертехницизм». Коммуникации не прячутся за стенами, конструктивные элементы не маскируются, а становятся стилеобразующими декоративными элементами. Обилие света, блеск широко используемого стекла и металла вызывает ощущение легкости и парения – ощущение будущего.
Цветовая гамма
Для стиля хай-тек в целом характерна скупая цветовая гамма: белый, черный, серый с металлическим блеском или серебристый. Однако сдержанный колорит интерьера часто оживляют введением цвета. Это либо яркая экстравагантная деталь мебели, например, необычной формы красное кресло, либо окрашенные в разные цвета (по аналогии с промышленными помещениями) коммуникации: воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы.
Элементы и аксессуары интерьера
Непременные атрибуты стиля хай-тек – функциональность, лаконичность, строгая геометрия форм. Интерьер изобилует пустыми плоскостями и вертикальными линиями. Инженерно-строительные коммуникации и детали крепежа, которые в интерьерах других стилей обычно маскируют, в хай-теке становятся элементами декора. Техникой в интерьере сегодня никого не удивишь, но в хай-теке она играет лидирующую роль, причем это непременно самая современная аппаратура и самые оригинальные девайсы. Считается, что аксессуары в таком интерьере излишни, однако предметы с техногенного вида: металлические шары, декоративные движущиеся конструкции, геометрических форм вазы здесь вполне уместны. Зеркала – без рам, на стенах вместо картин – постеры или черно-белое фото.
Мебель
Мебель отличается простотой геометрических форм, практичностью и строгостью, при этом в помещении, оформленном в стиле хай-тек, ее должно быть немного – только самое необходимое для комфортной жизни. Основное требование к мебели - эргономичность. Часто используются мебельные трансформеры, стеллажи, встроенная мебель. Мягкая мебель только с однотонной обивкой или с геометрическим рисунком. Поверхности корпусной мебели – гладкие, блестящие, но не из полированного дерева, а из современного пластика. Много стеклянных поверхностей, металлических деталей.
Пол, потолок, стены
Стены в стиле хай-тек – светлые, однотонные, гладкие или шероховатые, цементные, напоминающие промышленные интерьеры. Часто используется и кирпичная кладка. Открытое пространство хайтековского интерьера может трансформироваться, функциональные зоны скрываются или, наоборот, выставляются напоказ с помощью полупрозрачных раздвижных перегородок с алюминиевым каркасом. Пол однотонный, цвет и фактура его покрытия может использоваться как средство зонирования. Потолок чаще всего натяжной, дающий возможность устроить скрытое освещение.
Окна и двери.
Дверей в хайтековском интерьере немного, ведь его пространство должно быть максимально открытым, а те, что все же необходимы, делают раздвижными, из армированного стекла в алюминиевой раме, подсвечивают светодиодами, которые придают помещению фантастический вид. Пластиковые окна отлично подходят для такого интерьера, а лучшая одежда для них – жалюзи или тонкие однотонные ткани.
Материалы
Стекло, хром, алюминий, пластик - характерные материалы хай-тека. Однако в современной интерпретации стиля используют и другие строительные и отделочные материалы, в том числе натуральные. Главное, чтобы их качество и отделка были на высоте, а структура соответствовала техногенному характеру интерьера.
Освещение
Освещение – важнейший элемент интерьера в стиле хай-тек. Светильники из стекла и пластика, встроенные и подвесные, разноуровневые лаконичные и функциональные, участвуют в формировании пространства и являются значимым стилеобразующим фактором.
Хай-тек – это стиль людей молодых душой, активных, динамичных, творческих, амбициозных, живущих сегодняшним днем и устремленных в будущее, мечтателей с холодным рассудком и твердой волей - стиль наших современников.
МИНИМАЛИЗМ
В погоне за комфортом, престижем или роскошью люди окружают себя множеством дорогих, красивых и ненужных вещей. Однако от увеличения количества предметов в доме количество счастья, увы, не увеличивается. Оказывается, человеку не так уж и много нужно: свет, тепло и душевный покой. Эти простым потребностям созвучна естественная простота минимализма.
Минимализм – (от лат. minimus -наименьший) современный стиль архитектуры и дизайна интерьера, организующий гармоничное пространство с помощью лаконичных художественных средств.
Из истории стиля
Как стиль в дизайне интерьеров минимализм стал активно развиваться с 1960-1970-х гг. Эстетика чистого пространства и идеальных пропорций быстро завоевала популярность. Однако минимализм как эстетическая категория возник гораздо раньше. В различных культурах и по разным причинам проявлялось стремление к лаконизму и простоте, свойственное современному минимализму. Так, например, в Японии традиционный минимализм интерьера вписывается в общий контекст японской культуры с ее созерцательностью и пристальным вниманием к природе. В то же время устройство японского дома связано и с географическими особенностями: жизнь в сейсмоопасной зоне диктует свои правила. В скандинавском минимализме интерьеров, кажется, нашла суровая сдержанность и прямота характера потомков древних викингов, да и климат диктовал свои условия. По необходимости приходилось ограничивать количество вещей в доме американским переселенцам, и хотя позже американцы наверстали эту вынужденную сдержанность показной роскошью, тенденции минимализма остались и даже доминируют в американском дизайне. В поисках универсального языка искусства к категории минимума часто обращались художники различных направлений: кубисты, абстракционисты, авторы концептуального искусства. А супрематические композиции Малевича и его «нагая икона нашего времени» – знаменитый «Черный квадрат», созданный еще в 1915 году, может служить символом минимализма в искусстве. Минимализм – стиль развивающийся, попытки искусствоведов определить его границы и характерные черты оказываются несостоятельными. Стиль современности, он отражает тенденции быстро меняющегося времени, и сам изменяется вместе с ним.
Основные черты стиля
Ощущение свободы пространства, почти пустоты – главная особенность интерьера в стиле минимализма. Средства художественного оформления: декоративные элементы, материалы, цветовые сочетания – минимальны. Предметы интерьера малочисленны и функциональны, их формы просты и лаконичны, но качество материалов, проектирования и исполнения на самом высоком уровне. Планировка квартиры или дома всегда рациональна и логична, каждый метр помещения выполняет строго определенную функцию. Часто используется свободное планирование с условным зонированием. Такой прием позволяет расширить пространство, которое и является главным героем интерьера в стиле минимализма.
Цветовая гамма
Традиционно считается, что цветовые решения стиля ограничены. Доминирующие в нем цвета: белый, черный, серый, иногда кремовый и его оттенки. Однако сегодняшние дизайнеры включают в минималистский интерьер и яркие насыщенные краски. Создание в сдержанной палитре интерьера цветового контраста добавляет ему особую выразительность.
Элементы и аксессуары интерьера
Принципиальный отказ от украшательства все же не означает полный отказ от декора. Просто принцип декорирования интерьера иной – не ваза с цветами, а одинокий цветок в стеклянной колбе, не картина в пышной раме, а черно-белая фотография или эстамп на стене. Одиночные выразительные детали оживляют сдержанный интерьер, вносят в него эмоциональность. Часто в качестве аксессуаров используются экзотические предметы, их формы и материалы контрастно подчеркивают современность стиля.
Пол, потолок, стены
Характерное оформление пола – монохромное однофактурное покрытие из досок, пробки или иных материалов. Изменение цвета или фактуры пола допускается, если для этого есть функциональное обоснование, например, для зонирования помещения. На стенах штукатурка, обои под покраску или однотонные естественных, природных оттенков. Используются для оформления стен и грубоватые естественные фактуры камня, кирпич, бетон. Потолок чаще всего простой, белый, иногда подвесной с простыми по форме или скрытыми светильниками.
Окна и двери
Как можно меньше дверей и как можно больше окон идеально для интерьера в духе минимализма. Открытые проемы или арки вместо дверей соединяют помещения, образуя цельное и свободное пространство. В тех помещениях, где без дверей не обойтись, они окрашены в тот же цвет, что и стены, или, наоборот резко контрастируют с ними. Окна большие, почти без декора, оформленные легкими полупрозрачными занавесками с геометрическим рисунком или жалюзи. Функция окон, кроме естественного освещения квартиры, - соединять дом окружающим миром, делая его частью интерьера.
Мебель
Идеальные пропорции, простые формы и функциональность характерны для мебели в стиле минимализма. Легкие силуэты столов и стульев. Фасады корпусной мебели гладкие из полированной древесины, без использования рельефов. Мягкая мебель прямоугольных форм, обитая натуральными тканями: льном или хлопком. Вообще мебели в таком интерьере должно быть очень немного, а та, что есть, «делает вид», будто ее не существует. Встроенные шкафы, стеллажи, полки – это и мебель, и часть стены. Использование стекла и металла в интерьере (стеклянные столешницы, металлические ножки мебели и стойки стеллажей) придает ему легкость, современность, добавляет в интерьер света. Традиционно считается, что мебель минималистского интерьера должна иметь правильные геометрические формы. Но сегодня дизайнеры, используя уникальные свойства современных материалов и высоких технологий, предлагают другие силуэты: плавные линии могут быть так же лаконичны, как и прямые, и прекрасно вписываются в эстетику стиля. Минимализм в современном интерьере Считается, что минимализм это не столько стиль или образ жизни, сколько философия и образ мышления. Минимализм предпочитают те, для кого идеальная фигура – точка, идеальное пространство – пустота, идеальное состояние – покой. Минимализм выбирают люди думающие, творческие, самодостаточные, устремленные вперед – наши современники. Минимализм многолик и разнообразен, его вариативность, отсутствие устоявшихся стандартных схем позволяет сделать интерьер дома современным и оригинальным.
КОНТЕМПОРАРИ
контемпорари (от англ. contemporary - современный) – стиль дизайна интерьера конца 20 - начала 21 века. Демократичный и сдержанный, интерьер контемпорари отличается как от изобилующих деталями исторических стилизаций, так и от эпатажных ультрасовременных тенденций. Его часто называют стилем холостяков, но можно назвать и стилем здравого смысла, поскольку основными его приметами являются удобство, простота, функциональность. Не показной блеск, а комфорт, не предмет, а пространство в центре внимания современного стиля контемпорари.
Из истории стиля
Жизнь меняется быстро, и несмотря на то, появился контемпорари сравнительно недавно, он уже имеет свою историю. Его появление предопределили идеи конструктивистов, которые в разработку интерьеров и мебели внесли принципы функциональности и эргономичности. Большое влияние на развитие стиля оказал и скандинавский дизайн с его приверженностью к простым формам и идеей массового производства доступной широким слоям населения мебели. Свою аудиторию контемпорари завоевал еще в 60-х, когда в квартирах горожан стала появляться многофункциональная секционная мебель. Сколько не высмеивали пресловутые «стенки», они не исчезают из интерьеров современных квартир, а лишь преобразуются, с учетом современных технологий и требований комфорта, в более удобные системы хранения. Рост благосостояния в конце 20 века вызвал интерес к историческим «роскошным» стилям. Но контемпорари все равно держит пальму первенства. Современному человеку в суете большого города простота и комфорт нужнее, удобство и уют оказались более востребованы, чем блеск и роскошь.
Основные черты стиля
Контемпорари прост, спокоен и ненавязчив. Его назначение – создание функционального жизненного пространства, не загруженного лишними предметами и вычурными деталями, современного и в то же время уютного. Для него характерны ясность общего замысла, лаконизм планировочных решений, простота оформления, гармония и целостность интерьера. Четкие формы, гладкие поверхности, прямые или мягко скругленные линии, нейтральность элементов, немногочисленность аксессуаров – все это приметы стиля контемпорари.
Цветовая гамма
Для контемпорари характерна приглушенная цветовая палитра, отличающаяся большим количеством белых, кремовых, серых, коричневых тонов. Нейтральная гамма не делает интерьер скучным – она служит фоном, на котором может особенно выигрышно выглядеть, например, мебель насыщенных цветов. Яркие цветовые акценты, создающие позитивный настрой добавляются в интерьер и с помощью текстиля и аксессуаров.
Элементы и аксессуары интерьера
Несмотря на сдержанность, контемпорари не запрещает использование аксессуаров в декорировании интерьера. Напротив, именно они, эти милые безделушки, придают индивидуальность и домашний уют этому в целом нейтральному стилю. Однако аксессуаров должно быть немного, они либо представляют собой художественную ценность, либо связаны с какими-то личными предпочтениями хозяев. Одним из важных элементов интерьера контемпорари является освещение, чаще всего срытое. Подсвеченные ниши, стены и отдельные предметы создают ощущение легкости и участвуют в формировании пространства. Интерьер контемпорари тяготеет к крупным формам, поэтому, например, для комнатных растений используются большие контейнеры простых форм. А небольшие фотографии и графику в темных матовых рамках размещают на стенах так, чтобы они выглядели единым целым.
Мебель
Простая удобная и мебель, пожалуй, самая важная составляющая стиля контемпорари. Корпусная мебель секционная, трансформирующаяся, модульная с гладкими поверхностями, четкими линиями и геометрически правильными формами. Широко используются встроенные шкафы и мебельные стенки. Мягкая мебель, напротив, имеет обтекаемые контуры. Такое сочетание прямых и плавных линий – особенность стиля, позволяющая сгладить сдержанность и деловитость современного интерьера, придать ему мягкость комфорта и тепло домашнего уюта.
Материалы
Широко используются в интерьере контемпорари металл, стекло, камень, современные искусственные материалы. Смягчить некоторую «холодность» такого обустройства призван текстиль: гардины, диванные подушки, пушистые коврики с геометрическим или «звериным» рисунком делают интерьер более теплым и домашним. Ткани преимущественно натуральные с ярко выраженной структурой: шерсть, хлопок, лен, джут.
Пол, стены и потолок
Пол – гладкий и блестящий. В качестве напольного покрытия используют дерево, ламинат, линолеум, иногда небольшие ковры. Напольное покрытие часто служит элементом зонирования пространства. Потолок и стены светлые, без рисунка, а если используются обои, то только однотонные.
Окна и двери
Простое полотно дверей и современные пластиковые окна с несложным декором отлично вписываются в интерьер контемпорари.
Благодаря своей нейтральности контемпорари одинаково подходит для квартир и офисов, и, несмотря на нее, располагает большим потенциалом для создания оригинальных интерьеров. Для тех, кто чувствителен к веяниям времени гибкость и многофункциональность интерьера быстро реагировать, следуя за изменениями интерьерной моды, но, не поддаваясь всецело ее влиянию и не затевая долгого и изнурительного ремонта. Шкура зебры вместо ковра на полу, звериная расцветка диванных подушек – и контемпорари превращается в модный сафари-глэм. Бамбуковые жалюзи, бумажный фонарик и сухая ветка в низкой вазе – и интерьер приобретает экзотический шарм страны восходящего солнца, оставаясь при этом вполне современным и европейским, удобным и функциональным.
АР-ДЕКО
Ар-деко – стиль роскоши, блестящий, экстравагантный и непредсказуемый. Это не только стиль искусства, но и стиль жизни. Стиль аристократов и «звезд», художников и артистов – всех тех, кто «жить торопится и чувствовать спешит». Жить здесь и сейчас, ощутить вкус жизни и в полной мере наслаждаться ее дарами – извечное желание человечества. Порой оно дремлет под гнетом забот, и тогда мы сдержаны и рассудительны, и мир вокруг себя пытаемся обустроить рационально и экономно. Но несмотря на социальные катаклизмы и житейские проблемы, гедонизм неистребим, как сама жизнь. И когда жажда наслаждений просыпается в нас, она одерживает верх над доводами рассудка. Тогда мы презираем обыденность и стремимся к жизни беззаботной, роскошной и блестящей, к жизни в стиле ар-деко.
Ар-деко (от фр. art déco, букв. «декоративное искусство») – популярное течение в искусстве 20-40 годов прошлого века, проявившееся в живописи, графике, архитектуре, промышленном дизайне и дизайне интерьера.
Из истории стиля
Ар-деко Ар-деко возник между двумя мировыми войнами, словно вопреки кризису «потерянного поколения» и экономической депрессии, декларируя культ роскоши и утонченный гедонизм. В 1925 году в Париже проходила «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» («Exposition Internationale des Arts Decoratifs Et Industrie is Modernes»). На выставке были представлены последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики, предметы роскоши. Париж вновь доказал, что он был и остается интернациональным центром искусства. И хотя основные черты стиля ар-деко сложились еще до выставки, именно от ее сокращенного названия он получил свое имя. Его называли по-разному: «стиль звезд», стиль «риц», «джазовый стиль», «зигзаг-модерн», «обтекаемый модерн»… Лишь в 1966 слово «ар-деко» стало употребляться в качестве термина, обозначающего направление в искусстве. Ар-деко не был единым движением, как, например, модерн. Его мастера не входили в творческие сообщества, не провозглашали деклараций, не стремились изменить мир. Но они научили мир ценить эклектику, они, используя приемы и характерные черты различных стилей и эпох, создали новый своеобразный и яркий художественный стиль. После парижской выставки 1925 года началось победное шествие ар-деко по миру. В стиле ар-деко оформлялись интерьеры кинотеатров и отелей, ресторанов и лайнеров, особняков и квартир в Европе и Америке. Особенно ко двору пришелся ар-деко в Голливуде, что неудивительно: и кинематографическая «фабрика грез», и изысканный декоративный стиль делали одно дело – создавали иллюзию благополучной, роскошный и беззаботной жизни. Иллюзия длилась недолго. Началась вторая мировая война, и роскошь ар-деко стала казаться неуместной и безвкусной. Казалось, что искусство ар-деко кануло в лету вместе с породившим его временем. Но в конце 20 века он вновь привлекает к себе внимание дизайнеров: жизнь стала налаживаться, покупательные возможности людей выросли, пришло время нового интереса к экстравагантной роскоши.
Основные черты стиля
Ар-деко Стиль ар-деко – это воплощенное торжество эклектики. В нем соединено, казалось бы, несоединимое, и мирно соседствуют приметы различных эпох, стран и стилей. Классицизм и модерн, конструктивизм и ампир, европейская сдержанность и жаркая экзотика Африки – ар-деко вобрал в себя все, что может радовать глаз, доставить наслаждение. Ар-деко отрицает массовое производство, каждый интерьер в нем неповторим, каждый предмет эксклюзивен и демонстрирует не только роскошь, но и оригинальность, и индивидуальность его создателей и владельцев.
Материалы
Ар-деко – стиль роскоши, поэтому для декорирования в нем широко применяются дорогие и экзотические материалы: слоновая кость, эбеновое дерево, крокодиловая кожа, перламутр, бронза и даже бриллианты. В интерьере много дерева, как правило, ценных пород. В то же время широко используется металл, стекло, современные материалы. Такое сочетание супердорого и остросовременного – одна из примет стиля.
Цветовая гамма
В палитре ар-деко красок немного, обычно это 2-3 цвета. Но, тем не менее, интерьер производит ощущение визуального богатства. Это происходит потому, что цвета ар-деко чистые, яркие, насыщенные. Клавиши рояля или шахматная доска – неизвестно, что послужило источником для выбора основного цветового сочетания в ар-деко, но черно-белые контраст стал визитной карточкой стиля. Используется и благородная коричнево-бежевая гамма, роскошь которой подчеркивает золото или бронза. Еще один излюбленный цвет стиля – огненно-красный и его бордовые, кирпичные оттенки. Яркий штрих в сдержанном колорите создает более сильное впечатление цветовой насыщенности, чем пестрое разнообразие красок. Усиливают ощущение яркости светоотражающие поверхности: полированное дерево, блестящий металл, стекло, зеркала.
Элементы и аксессуары интерьера.
Сочетание плавных линий с геометрически-четких форм – одна из особенностей стиля. Орнаменты с восточными, африканскими, египетскими мотивами используются так же широко, как и абстрактные, кубистские композиции. Один из самых распространенных орнаментов – полукруг, египетский символ солнца. Окружности и дуги в сочетании зигзагами и треугольниками придают интерьеру экспрессию и выразительность. Если для модерна источником вдохновения служила гармония растительного мира, то в ар-деко – пластика человеческого тела. Недаром в интерьерах так часто встречаются скульптурные и графические изображения женских фигур, запечатленных в момент движения, танца. Украшают интерьер декоративными фигурками экзотических птиц, например, фламинго, грациозных диких кошек, пантер, ягуаров. Большое значение в интерьере ар-деко имеют текстиль. Тяжелые атласные или бархатные портьеры, такие же диванные подушки с бахромой, золотыми нитями, тканевые абажуры, скатерти, декоративные панно. Массивные бронзовые и позолоченные лампы, подсвечники, торшеры не только осветительные приборы, но и характерные элементы стиля. Вообще в ар-деко очень важно внимание к отдельному предмету, каждый аксессуар здесь представляет ценность либо художественную, либо как дорогая вещь, либо как экзотическая диковинка. Недаром в 30-е годы такие интерьеры часто называли салонами коллекционеров или художественными студиями.
Мебель
Мебель в ар-деко такой же предмет роскоши, как и аксессуара. Она изготавливается из дорогих пород дерева и экзотических материалов, часто вручную. Поражают воображение, например, стол из эбенового дерева, инкрустированный перламутром, или комод из палисандра с отделкой из слоновой кости. Формы мебели могут изумить не менее чем материал: прихотливо изогнутые ножки и трапецевидные сидения кресел, софа в форме каноэ или кубические изголовья кроватей. В более сдержанном варианте ар-деко мебель имеет обтекаемую форму, напоминающую автомобили 30-х годов. Дорогие вычурные предметы в ампирном стиле могут сочетаться с лаконичной конструктивистской мебелью.
Пол, потолок, стены
В оформлении пола часто используется черно-белый шахматный рисунок – это классика стиля ар-деко. Стены служат фоном для элегантных и роскошных вещей, заполняющих интерьер, поэтому они чаще всего однотонные, без рисунка, иногда с бордюром с геометрическим рисунком. Пол, стены, потолок почти никогда не бывают белого цвета. Их цвет и фактура служат стилеобразующим элементом.
Окна и двери
Окна простые, прямоугольные простые с большими поверхностями стёкол, богато декорированные темными тяжелыми шторами их атласа, бархата. Двери, обязательно деревянные, чаще всего темного дерева, могут быть украшены орнамент, или представляют собой простые плоскости.
Ар-деко в современном интерьере
Интерьеры, созданные в 20-40-е годы прошлого века, и сегодня выглядят удивительно современно. Но воссоздать такие интерьеры в современных квартирах, пожалуй, под силу лишь очень богатым людям. Тем не менее, новые материалы и технологии позволяют оформить жилище стиле ар-деко, создать «роскошь» более экономными средствами. Это вполне в духе ар-деко – стиле эффектных иллюзий.